Индийский народный театр
Индийский народный театр является, таким образом, отражением бытия и мышления народа, что и определило в первую очередь национальный характер, неисчерпаемые жизненные силы фольклорного искусства. Небезынтересно, что многие формы театра Индии имеют еще более тесные генетические связи с мифологией, вернее, с издавна распространенным обычаем устраивать в деревнях и индуистских храмах чтения, декламации древних сказаний. Деревенские сказители, странствующие монахи и отшельники — их называли «катхаки», в дословном переводе «рассказчики» — повествовали о доблести и любви, героических деяниях и необыкновенных происшествиях давно минувших дней. Катхаки вовсе не уподоблялись декламаторам, уныло и монотонно произносящим давно заученные стихи. Обычно исполнителей было двое: первый — пабхака — читал поэму, второй— дхарака — выступал своего рода толкователем — пояснял прочитанный текст на местном языке, широко его комментируя. «Привычные сравнения и примеры из местной жизни, — пишет профессор Хумайюн Кабир,— широко использовались сказителями и придавали видимость реальности их повествованию». Мало того, катхаки не только рассказывали, они умело применяли и другие средства воздействия на аудиторию. С этой точки зрения очень любопытен барельеф из Санчи, относящийся к дохристианской эре, на котором воспроизведена группа катхаков: одни изображены с музыкальными инструментами, другие — танцующими. Следовательно, древние сказители были одновременно и музыкантами, и танцовщиками, и, видимо, певцами. Они пытались вызвать у аудитории полную драматическую иллюзию. И им это удавалось: «Сообщение о том, что герой эпической поэмы отправлялся в изгнание, вызывало у слушателей вздохи и слезы, когда же шел рассказ о возвращении героя и его восшествии на престол, крестьяне украшали деревню огнями и гирляндами». Катхаки соединяли в своем выступлении различные элементы сценического искусства: они умели пользоваться жестом, имитировали тот или иной образ, эпическое повествование чередовали с музыкой, пением, танцами. За это их в Индии справедливо называют прародителями драматического искусства. Сегодня деревенский сказитель почти совсем забыт. Однако, говоря о театре, вспомнить его необходимо, ибо именно от катхаков беру: свое начало многие формы индийского театра, его богатейшие, существующие поныне традиции.