Бытие принимает форму духовного Абсолюта
В «философии ценностей» Т. М. П. Махадевана и в системе абсолютного идеализма П. Т. Раджу бытие также принимает форму духовного Абсолюта. Последний мыслится неким верховным, абсолютным субъектом или даже попросту богом. Следуя учению веданты о том, что человек, его душа —эмпирическое проявление Брахмана, Раджу пишет: «Бог, или Абсолют, вечно присутствует внутри нас как сокровище, скрытое под фундаментом дома». Абсолют выступает демиургом мира, выражающим в нем свою собственную реальность. Соответственно объективная реальность мира отрицается, ему приписывается иллюзорный и даже мистериальный характер. Философ заявляет, что «мир на каждой ступени представляет собой мистерию, причем естественную и рациональную». Физический мир если и составляет какую-нибудь реальность, то только низшего порядка. В основе же своей он — лишь проявление Абсолюта, причем проявление иллюзорное, аналогично тому как веревка — это мнимое проявление реальной змеи. На принципы адвайты-веданты в толковании сущности бытия опирается и активный защитник объективного идеализма Г. Р. Мал — кани. Окружающий мир во всем своем многообразии рассматривается как продукт деятельности духа, бога или Брахмана и объявляется не более чем иллюзией. «Весь мир вещей, который мы знаем, — именно такое явление. Оно предполагает в основе субстанцию, или реальность. Мы будем называть ее конечной реальностью». Она выступает в качестве субстанции вселенной и выражает себя в окружающих предметах и явлениях. «Природа ее,— пишет Малкани,— постигается в трех последовательных стадиях: а) Брахман представляется трансцендентальной или метафизической причиной мира. Это форма, из которой мир рождается, в которой он стоит и под которой он исчезает… Брахман в форме… атрибута Бытия — субстанциальная основа мира..; б) субстанциальная основа мира имеет свою собственную природу, прямо противоположную природе мира. Это прежде всего Чистое бытие Или Сат». Брахман обладает высшим умом и высшим блаженством. Наконец, в) Брахман проявляется и в нашем собственном Я, поэтому «конечная реальность не отдалена от нас и не трансцендентальна по отношению к нам. Она — наше подлинное Я». Таково объективно-идеалистическое кредо Малкани.