Слепое следование исконно индийским представлениям
Слепое следование «исконно индийским» представлениям мешает поэтам-традиционалистам создать полнокровный образ человека, показать его сложный духовный мир, связи с окружающей средой. Их произведения населены схематизированными нормативно-статичными характерами с раз и навсегда данными положительными или отрицательными качествами. К поэтам, остающимся в рамках древнеиндийской классической традиции, относятся Аллиарассани Маалай и Десингу Рааджан Катай в Тамилнаде, П. Кунхираман Найар и К. К Раджа в Керале. В. Г. Бхат и П. Т. Нарасимхачар в Карнатике. Нужно сказать, однако, что порой они достигают большой силы в выражении чувств и внутреннего состояния человека. В ряде вопросов с ними смыкаются поэты, стоящие на националистических позициях и призывающие к очищению культуры прошлого от всего наносного, несвойственного «индийскому духу». Их творчество связано с религиозно-общественной реформаторской идеологией.
Считая, что способ решения всех трудностей состоит в подъеме просвещения, распространении культуры, уничтожении отживших косных традиций, в моральном совершенствовании, они опираются на положение об особой роли, исключительности индийской цивилизации, могущей будто бы преодолеть все противоречия, в том числе и классовые конфликты буржуазного общества. В какой-то степени идею «духовности» Индии, ее великого назначения — посеять в мире семена божественного сознания, можно вывести из тагоровского сборника «Ги — танджали» . В поэзии хинди подобные тенденции встречаются у Панта, Навина, в поэзии каниада у Бендре, Мадхурченна, Гокака и т. д. «Страной вечного потока света» называет Индию Пант. Навин восклицает: «Ты на свете такая одна, Индия наша!», и утверждает, что она «науку людям дала» и ее «древняя мудрость всегда побеждала соблазны миража» . Главную причину экономического, социального и духовного упадка страны они усматривают в забвении высокогуманистических нравственных принципов древней традиции, а также в слепом, некритическом отношении к буржуазной культуре Запада. «Мы либо плутаем в средневековом тумане, — пишет Пант, — либо во всем следуем Западу» . Необходимо отыскать новые жизненные ценности, утвердить гуманистические идеалы, способные служить путеводной звездой на пути людей к счастью. В поисках новых идеалов и жизненных ценностей поэты-националисты обращаются к традиционной в индийской поэзии теме гармонического сочетания духовного и материального начала, понимаемого ими прежде всего в религиозно-философском плане. «Духовность я хочу воплотить в жизнь земного человека»,— говорит Пант.