Административные здания в Индии
Административные здания соответствуют по своему назначению «голове»; «тело» составляют жилые комплексы со всеми предприятиями культурно-бытового обслуживания и торговыми заведениями. «Ногами» и «руками» служат отгороженные зеленым поясом промышленные предприятия и прилегающие деревни, снабжающие город продуктами. Дороги уподобляются артериям. К правительственным зданиям, сосредоточенным на площади капи — толия, ведет широкая главная магистраль, разрезающая город почти на две равные части. На пересечении главной и поперечной магистрали, связывающей город с промышленной зоной, расположен торговый центр. Помимо этого, торговые учреждения, по старинной индийской традиции, размещены вдоль улиц. Эти так называемые базарные улицы пересекают все жилые кварталы в направлении с запада на восток. Причем и здесь планировщики учли опыт градостроителей Джайпура: ширина квартала и улиц предусмотрена такая, чтобы последние в течение дня находились в тени, образуемой зданиями, и внутренние помещения были защищены от лучей заходящего солнца, поэтому кварталы длинной стороной ориентированы на север, а улицы, тянущиеся с запада на восток, уже тех, что идут с севера на юг. Каждый квартал представляет собой самообслуживающий микрорайон с жилыми зданиями, торговым центром, кинотеатром, начальной школой, детским садом, поликлиникой, спортивной площадкой и другими сооружениями. Широкие полосы зелени пересекают кварталы с северо-востока на юго-запад. Внимания заслуживает тщательно продуманная система транспортных путей. Сама идея дифференциации городских дорог не является для Индии новой. Во многих древних текстах, в частности в «Артха — шастре», градостроителям рекомендуется варьировать ширину городских улиц и дорог в зависимости от их назначения; существовали дороги отдельно для пешеходов, для слонов, для верблюжьих караванов, для гужевого транспорта. В Чандигархе их семь видов: транзитные, районные, местные, внутригородские для грузовых и легковых автомобилей, велосипедные и пешеходные дорожки.