Преимущественное воздействие религиозно-идеалистических традиций
Преимущественное воздействие религиозно-идеалистических традиций на развитие современной индийской философии, с одной стороны, и общая технико-экономическая отсталость страны, явившаяся следствием длительного колониального господства,— с другой, наложили отпечаток на характер взаимоотношения философии и науки. Весьма ограниченная естественнонаучная подготовка индийских философов не позволила им должным образом оценить значение научного прогресса для развития философии, они не направили своих усилий для осмысления и обобщения новейших достижений естествознания. Как справедливо заметил английский ученый Юинг, «в целом они значительно больше интересуются проблемами философии религии, чем проблемами философии науки». Это признают и сами индийцы. К. Сатчидананда-Мурти, например, отмечает, что «индийская мысль никогда не имела какого-либо контакта с идеями физико-математических наук». Ч. Т. К. Чари также указывает на то, что «изучение философии науки… не очень-то культивировалась в большинстве университетов страны».
Некоторые представители современного индийского идеализма вообще считают нецелесообразной взаимосвязь философии и науки. В этом смысле показательны взгляды главного редактора одного из крупнейших философских журналов Индии уже упоминавшегося проф. Г. Р. Малкани. Он утверждает, что философия и наука идут различными путями и первая поэтому может полностью игнорировать вторую. «Спекуляции ученых, подделавшихся под философов,— заявляет он, — не являются ни наукой, ни философией. Гибридные философы могут в принципе создавать различные теории, согласующиеся с выводами науки… Но это просто — злоупотребление наукой в философских целях… философии нечего брать от науки. Наука может идти своим путем, а философия — своим. Их ничто не объединяет — ни цели, ни методы».