Идейно-теоретическое родство всех религиозно-философских учений
Нетрудно установить идейно-теоретическое родство всех религиозно-философских учений, их общий характер и одинаковую реакционную идейно-политическую направленность. Все они стремятся откликнуться на нужды и чаяния современного человека, приспособить свои мистико — фидеистские принципы для решения актуальных проблем. Однако проповедь духовного единства человечества, игнорирующая национальные, политические, социально-классовые отношения между людьми, неспособна ответить на подлинно актуальные социально-политические вопросы, волнующие людей сегодня. Облаченные в философско-теологические одежды, идеи духовной активности предлагаются в качестве замены социально-политической активности, долженствующей привести к изменению общественного бытия. Утверждение, что только религия, неважно в какой форме — веданты, вишнуизма или синтетической йоги-веданты,— дает ключ к решению всех проблем жизни, по существу содействует укреплению религиозной идеологии в сознании людей, проявляющих интерес к социальным проблемам, к поискам путей социально-экономического и культурного возрождения страны.
Существо религиозно-философских учений Индии подтверждает ту характеристику, какую дал подобным религиозно-идеалистическим системам В. И. Ленин, указав, что это есть «только утонченная, рафинированная форма фидеизма, который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы» . Всем направлениям идеалистической философии в Индии противостоит марксистско-ленинское учение, которым руководствуется рабочий класс и его авангард — Коммунистическая партия.