Концепция морали Радхакришнана
Концепция морали Радхакришнана подчинена высоким гуманистическим идеалам, она глубоко и органически связана с гуманизмом. Она исходит из положения, согласно которому человек — это вершина всего существующего и потому ему свойственно потенциальное совершенство. Человечество вообще не может жить, не стремясь к нравственному прогрессу. «Человек,— пишет Радхакришнан,— не способен жить и работать без надежды на действительное достижение высшего морального плана». Нередки также попытки рассматривать проблему человека в социально-историческом аспекте. Оставаясь на идеалистических позициях, индийские философы все же обычно осознают антигуманный характер некоторых установлений и социальных институтов капиталистического общества и пережитков прошлого в индийской действительности. Конечно, они не выступают непосредственно против частной собственности, расценивая ее ликвидацию как проявление насилия, подавления личности, но осуждают поляризацию богатств и нищеты и считают бедность миллионов тружеников результатом несправедливого устройства общества. Особенно острой критике с позиций гуманизма подвергается кастовая система и неприкасаемость. В целях теоретического обоснования необходимости преодоления этого социального пережитка к философской трактовке проблемы человека прибегают не только философы, но и социологи и общественные деятели. Хорошо известны принципы, развитые Джавахарлалом Неру для обоснования политики, направленной на ликвидацию кастовой системы.
Несмотря на общую идеалистическую, зачастую со значительной примесью мистики и спиритуализма, трактовку проблемы человека к человеческих ценностей, факт обращения индийских мыслителей к ней и выдвижение ее подчас в качестве коренной проблемы философии свидетельствует об определенных гуманистических тенденциях современного индийского идеализма. Эти тенденции оказывают несомненное воздействие на самый характер развития философии в стране, возбуждают интерес не только к гуманистической трактовке ряда актуальных философских вопросов, но и к теоретической разработке вопроса о сущности самого гуманизма. Возрастающий интерес к этому вопросу и высказывающиеся в связи с ним разные точки зрения стимулируют более глубокое его исследование. Индийские философы постепенно убеждаются в несостоятельности попыток отделить гуманизм от общественно-политических проблем, в бессмысленности ограничения его чисто духовной сферой. Под влиянием огромных социальных изменений, происходящих во всем мире и в самой Индии, они приближаются к пониманию того, что осуществление высоких гуманистических идеалов — свободы, равенства, счастья — невозможно без важных социальных преобразований, без серьезных мероприятий политического и общественно-экономического порядка.