Произведения Кришана Чандара Яшпала Мульк Радж Анаида
Произведения Кришана Чандара, Яшпала, Мульк Радж Анаида свидетельствуют о наличии в современной литературе Индии тенденций социалистического реализма. Эти тенденции могли возникнуть в результате стремления прогрессивных писателей проникнуть в сущность социально-экономических явлений и правильно оценить важнейшие процессы, происходящие в стране. Реализм этих художников слова, вероятно, допустимо рассматривать как развитие критического реализма Тагора, Премчанда, Шороттчондро Чотопаддхайя в новых условиях. Писатели не ограничиваются показом лишь отрицательных сторон жизни. Резко выступая против несправедливости, обличая порок, разоблачая ложь, они создают правдивые образы активных борцов за народное дело. Глубокое знание действительности, верный подход к событиям, марксистское мировоззрение позволяют им выдвигать социально значимые идеалы и намечать конкретные пути к их достижению. В свете сказанного весьма символично звучит концовка романа Яшпала «Ложная правда»: «Народ—не
Бессловесная масса. Он не будет молчать вечно. Будущее страны не в руках министров и лидеров, оно в руках народа». Прогрессивная индийская проза развивается, преодолевая сопротивление противоборствующих тенденций. Последние, однако, порой проявляются и в произведениях писателей, в целом выступающих с реалистических позиций. В творчестве Сиярамшарана Гупты, Амритлала Нагара, Джайнендры Кумара, Бхаскарабхатла Потукучи, Шридеви, Падмаразу, Буччибабу, бенгальских прозаиков Тарашонкара Бондопаддхайя, Анандо Шонкара Рая, По — рошурама, старейшего маратхского драматурга и прозаика Мамы Вареркара гандистские идеи морального самосовершенствования и ненасилия сосуществуют с критическим восприятием действительности. В романе Джайнендры Кумара «Перелом» , например, показан человек, активно борющийся за независимость Индии. Спасаясь от преследования полиции, он укрывается в доме женщины, которую страстно любит. Но вот понадобились деньги для покупки оружия, и он, не задумываясь, похищает драгоценности возлюбленной, покидает ее и снова бросается в смертельную схватку с врагом. Весь роман полон экспрессии и динамизма, в нем звучит голос художника, горячо заинтересованного в счастье своего народа. В конце автору изменяет чувство правды. Его герой вдруг добровольно отдает себя в руки полиции, считая, что этот его поступок заставит прозреть тех, кто служит силам зла.