Прикладное искусство В индии
Прикладное искусство, этот своеобразный вид художественного творчества, тесно связан с занятиями, с повседневной жизнью населения как городского, так и сельского. С глубокой древности до сегодняшнего дня ткани и вышивки ручного производства, резные изделия из слоновой кости, лаки, керамика, металлическая утварь составляют славу индийских ремесленников. Даже самые ранние из доступных нам памятников, обнаруженных при раскопках древнейших городов и поселений Индии, демонстрируют чрезвычайно развитую сферу прикладного искусства. Там были найдены, например, фрагменты окрашенной хлопковой ткани, ювелирные изделия, иглы для вышивания и пр. С течением времени область художественного ремесла расширяется, возникают и совершенствуются конструктивные и технологические приемы, появляются средства художественной выразительности, типичные лишь для Индии; благодаря их стойкости и традиционности можно безошибочно распознать творения талантливых индийских мастеров. В третьем тысячелетии до н. э. в стране было распространено прядение, на что указывают многочисленные находки глиняных и фаянсовых веретен и пряслиц. Изображения тканей на некоторых статуэтках из Мохенджо Даро сохранили своеобразный орнамент, который дожил до наших дней. Геродот и Ктесий упоминают прекрасные индийские ткани из хлопка. Очень рано, вероятно, не позднее II в. до н. Э.% они стали известны и в Европе. Уже тогда римляне для обозначения хлопка употребляли слово «карбасина», произошедшее от санскритского карпаса. Индийские муслины славились в Риме с первых веков нашей эры. Они получили здесь названия «небула», «гангетика» и «венти», т. е. «сотканный ветер». Последний термин бытует в Бенгалии и сейчас. Изделия из слоновой кости перечисляются в надписях на ступе в. Санчи.
Ценные сведения о различных художественных ремеслах можно почерпнуть из «Артхашастры», джатак и других литературных произведений, в частности драм Калидасы. Особенно важными следует признать свидетельства памятников индийского изобразительного искусства, дающих представление об одеждах, рисунке тканей, отделке мебели и т. д. Некоторые изображения позволяют судить не только относительно характера орнамента, но и техники его исполнения.